Вторник, 30.04.2024, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Статьи.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Образование » ВУЗы и школы

РУБРИКА "РОДНАЯ РЕЧЬ". ХОДКИЙ ТОВАР
Посетителя книжного магазина теперь обычно встречает список "лидеров продаж", то есть тех книг, которые в данный период наиболее успешно продаются. Не станем придираться к тому, что словосочетание лидер продаж звучит по-русски несколько непривычно. Ведь слово лидер обозначает обычно отдельных людей, политиков, спортсменов и др., а также их группы, партии, команды. А в переносном значении - производителей, а отнюдь не объекты действия. Может быть, в данном случае это способ привлечь внимание? Давайте разберемся, что же именно хотят непременно внушить потенциальному покупателю.

Слово бестселлер обозначает в русском языке наиболее активно продаваемые, а следовательно, и издающиеся большими тиражами книги. Пользующиеся шумным успехом кинофильмы по-русски называются боевиками. При этом в значение слова боевик входят обычно еще и другие компоненты: остросюжетность, разнообразные кинематографические эффекты и т.д. Наиболее популярные в определенный период времени мелодии и песни называют у нас шлягерами. Толкуя слово шлягер, словари добавляют "обычно эстрадные". Довольно сложно точно определить, чем же именно от значения слова шлягер отличается значение слова хит. В последнем случае речь скорее идет не просто о мелодии, но о законченном произведении. Именно такое значение содержит хит-парад, представляющий собой список наиболее популярных в определенный период музыкальных произведений. Причем не только самих произведений, но и их исполнителей тоже.

Нетрудно видеть, что в основе всего этого разнообразия именований лежит один-единственный признак. А именно - высокая популярность у читателей, зрителей, слушателей. Только обозначается этот признак по-разному в зависимости от того, к чему он относится. Такого типа формальное разнообразие при содержательном тождестве в русском языке встречается очень часто. Допустим, что-то представлено в своем высшем проявлении. Для мороз это сильный или трескучий, для жара - сильная или невыносимая, для дурак - круглый или полный, для тьма - кромешная, для мошенник - отпетый или законченный, для красавица - писаная или первая, для негодяй - последний и т.д. Один и тот же человек к банке - клиент, в театре - зритель, в музее - посетитель, на транспорте - пассажир, в хорошем ресторане или гостинице - гость и т.п.

Однако вернемся к литературе, кино и музыке. Все отмеченные выше именования настойчиво приглашают присоединиться к большинству, не отстать от прогресса. Между тем вопрос об истинных достоинствах рекламируемого таким образом продукта вообще не ставится. Иными словами, и книга, и кинофильм, и песня выступают исключительно как предмет купли-продажи: чем больше покупают, тем лучше. При этом не надо задумываться над тем, сам ли товар лучше или для продавца лучше, что этот товар покупают. И в этом смысле из всех искусств самое "откровенное" - кино: уже нормой стало сообщать о количестве денег, вырученных за тот или иной фильм.

Универсально отражать мощный народный интерес и любовь к произведениям искусства могут слова модный, популярный, а в молодежном сленге - ломовой, то есть "такой, за которым (на, в который) люди ломятся". Эти слова ассоциируются со скоротечностью, упрощенностью, невзыскательным вкусом.

Хочу обратиться не к "потребителям" бестселлеров, боевиков, шлягеров и хитов - они, наверное, уже давно поняли, что я сильно сомневаюсь в справедливости оценок, опирающихся исключительно на "лидерство в продажах". Призываю задуматься создателей любимых всеми произведений. Конечно, народная любовь - это замечательно. Все мы работаем для народа. Весь вопрос в том, с какой целью. Создавая свои шедевры, профессиональные русские литераторы - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов - стремились отнюдь не к тому, чтобы угодить как можно большему числу потенциальных покупателей книг. Но при этом вовсе не стеснялись торговаться со своими издателями за каждый рубль авторского гонорара. Если автору удается создать шедевр, это обогащает народное сознание и в конце концов обессмертит имя самого автора. Хотя немедленная популярность и любовь ему вовсе не гарантированы. При изначальном же стремлении к популярности шедевра обычно не получается. Как говорил один из героев Достоевского, "если бы открытие Америки было пущено на голоса, она до сих пор не была бы открыта".


                                                                                                               http://www.inauka.ru/

Категория: ВУЗы и школы | Добавил: mebeljer (07.01.2010)
Просмотров: 349 | Теги: бестселлер, популярность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счётчики
Рейтинг@Mail.ru
Goon
каталог
Каталог сайтов Всего.RU