Пятница, 19.04.2024, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Статьи.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Бизнес » Страхование

Несохранность груза. Кто виноват?
Ситуации, когда перевозчика пытаются привлечь к ответственности за порчу груза возникают достаточно часто. Такие ситуации возникают в первую очередь из-за путаницы в Российском Законодательстве. При перевозке грузов автотранспортом действуют Гражданский кодекс Российской Федерации и Устав автомобильного транспорта РСФСР.
В обоих вышеуказанных актах указывается ответственность перевозчика. Конечно, детально расписанный договор лишит Вас любых неприятных ситуаций, но, к сожалению, такие договоры встречаются не так часто. В связи с этим, возникают проблемы в определении ответственности за порчу груза.
Гражданский кодекс Российской Федерации в главе 40 устанавливает все основные положения, касающиеся перевозки. Ст. 796 «Ответственность перевозчика за утрату и повреждение (порчу) груза или багажа» гласит: «1. перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Как видно из вышеизложенного, о вине перевозчика как основании его ответственности не говориться, однако формула, согласно которой перевозчик не отвечает при наличии обстоятельств, которые он "не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело", есть иное словесное обозначение вины. Эта же формулировка содержится в ст. 132 Устава Автомобильного Транспорта РСФСР. Для облегчения разрешения споров в УАТ РСФСР (ст.132) содержится перечень обстоятельств, доказав наличие любого из которых перевозчик освобождается от ответственности за несохранную перевозку. Обстоятельствами, исключающими ответственность перевозчика являются:
а) вина грузоотправителя (грузополучателя);
б) особые естественные свойства перевозимого груза;
в) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть заменены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;
г) сдача груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;
д) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.
Этот перечень не носит исчерпывающего характера, поэтому перевозчик вправе доказывать и иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии его вины.
В ст.796 ГК РФ нет указаний, согласно которым в УАТ РСФСР могут быть предусмотрены случаи, когда доказательства вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. Однако такие случаи установлены ст.133 УАТ РСФСР: «Автотранспортные предприятия и организации освобождаются от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:
а) груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз – с исправными защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;
б) недостача, порча или повреждение произошло вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;
в) груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя);
г) недостача груза не превышает норм естественной убыли».
Перечень обстоятельств, зафиксированных в указанной статье, предусматривает наиболее типичные случаи, которые позволяют сделать вывод об отсутствии вины перевозчика. Поэтому в этих случаях для возложения ответственности на перевозчика необходимо, чтобы клиент доказал его вину в несохранности груза. ГК РФ И УАТ РСФСР различают виды несохранности груза: утрату, недостачу, повреждение (порчу). Такое разделение имеет практическое значение для документального оформления несохранности, предъявления претензий к перевозчику и возмещения ущерба.
ГК РФ (ст.п.4 ст.796) и УАТ РСФСР (ст.157) определяют документы, которые свидетельствуют о причинах несохранности груза и служат основанием для ответственности сторон договора перевозки. Такими документами являются коммерческий акт, акт общей формы и т.п. В практике при несохранности груза в большинстве случаев делается запись в товарно-транспортную накладную. Также п.4 ст.796 ГК РФ не исключает возможность представления, кроме документов, иных доказательств, свидетельствующих об ответственности сторон. Суд вправе их использовать и оценить по общим правилам допустимости и оценки доказательств.

Вывод можно сделать следующий: при заключении договора обязательно ознакомьтесь с ответственностью перевозчика. Если в ходе ознакомления у Вас возникли вопросы, лучше решить их сразу, в противном случае возможен суд.


                                                                                                  http://www.autotruck-press.ru/

Категория: Страхование | Добавил: mebeljer (21.01.2010)
Просмотров: 470 | Комментарии: 1 | Теги: страхоание, суд, перевозка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счётчики
Рейтинг@Mail.ru
Goon
каталог
Каталог сайтов Всего.RU